АНТИФРИЗЫ

Большинство автовладельцев «имели счастье» хоть раз да наблюдать, как стрелочка-указатель температуры на приборной панели покидает привычное место в середине шкалы и стремится занять свое место в крайне опасной красной зоне. Перегрев двигателя, закипание охлаждающей жидкости... и машина прочно занимает место на обочине. Или того хуже - встает в левом ряду, создавая дополнительное препятствие в и без того затрудненном движении мегаполиса.

Случаен ли такой исход, или мы сами спланировали его неправильным или несвоевременным обслуживанием автомобиля? Мысленно «отмотаем пленку» на полгода назад и попробуем разобраться. Основные детали современного двигателя - кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры - изготовлены из разнородных материалов и при нагреве расширяются по-разному. Поэтому все тепловые зазоры двигателя рассчитаны на работу в узком интервале температур. Система охлаждения поддерживает эту рабочую температуру при различных режимах работы двигателя и нагрузках.

Всем известно, что температура кипения воды или антифриза при атмосферном давлении - около 100°С. При повышении давления температура кипения охлаждающей жидкости будет повышаться. В системе охлаждения двигателя создается давление порядка 0,9-1,2 атм. При таком давлении антифриз будет закипать, соответственно, уже при температуре 115-125°С.

Основное назначение антифриза - это отвод тепла от деталей двигателя. Кроме того он должен защищать систему охлаждения от коррозии, не допускать кавитации (схлопывания пузырьков пара, образующихся при работе водяного насоса), не замерзать при низких температурах и не кипеть при высоких. Существует масса комбинаций и цветов антифриза, что может легко ввести автомобилиста в заблуждение. Однако систематизация вполне возможна. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей можно разделить на несколько групп и подгрупп.

1 Неорганические
(гибридные первого поколения) часто называемые силикатными, так как содержат силикаты: могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые - одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции.

Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы: а) североамериканского типа и б) европейского типа. В североамериканских антифризах присутствуют фосфаты, в то время как в европейских их применение запрещено. Европейские также не содержат аминов, а некоторые еще и нитритов. В североамериканских также существует небольшая подгруппа так называемых Low Silicate Formula, т.е. антифризов с пониженным содержанием силикатов. Стоит отметить, что у большинства современных антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, и они могут рассматриваться как аналог американских Low Silicate Formula. На этикетке антифризов силикатного типа можно увидеть маркировку G11 или G48.

2 Органические
используют карбоксилаты (органические кислоты) в качестве основного ингибитора коррозии. Они тоже бывают разными, и по составу и по цвету:

G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу они практически идентичны, а также идентичны антифризам Texaco Havo- line Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является то, что все они содержат в основном два типа карбоксилатных кислот (может быть и больше), но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов.

Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.

Необходимо упомянуть, что до 2000- 2001 года Honda и Toyota предлагали другой тип антифриза, в котором отсутствовали силикаты, но при этом было избыточное количество фосфатов.

3 Лобридные (G40):
в них используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2или Toyota LLC) и небольшое количество силикатов. Цвета разные: желтый (оригинальный цвет антифриза Valvoline Zerex G05 Long Life Coolant), а также зеленый и оранжевый. Здесь много нюансов: все зависит от того, каким автопроизводителем используется, модели автомобиля и даже от заливки: конвейер или сервис.

Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

Сильные и слабые стороны

Силикаты действуют очень быстро и в случае эрозии или коррозии быстро герметизируют поврежденные места. Их основным недостатком является низкая стабильность и быстрый расход. При выпадении в осадок представляют собой абразив, который может сокращать срок службы уплотнений водяного насоса.

Фосфаты также как и силикаты эффективно защищают алюминиевые части и, в частности, водяной насос от коррозии, вызываемой кавитацией.

Большинство японских автомобилей имеют меньший объем системы охлаждения, чем европейские или американские автомобили, и для эффективного охлаждения скорость циркуляции антифриза в системе выше. Большинство японских производителей рекомендуют использовать антифризы безсиликатного, но фосфатного типа только лишь по этой причине.

В Европе фосфаты не используются, главным образом, по причине часто повышенной жесткости воды, из-за которой фосфаты выпадают в осадок (проблема решается использованием деминерализованной воды). Несмотря на то, что для борьбы с коррозией европейцы используют другие эффективные композиции ингибиторов коррозии, все-таки было бы более целесообразно использовать то, что рекомендуют японские производители для своих двигателей.

Карбоксилаты действуют намного медленнее, но более продолжительное время. Эффективно защищают алюминий и другие металлы, но некоторые типы карбоксилатных антифризов не являются лучшим выбором для систем, в которых используется медно-латунный радиатор.

В качестве основных отрицательных моментов можно было бы отметить следующее:

«Металлургия» систем охлаждения современных двигателей приблизительно одинаковая у всех производителей, и, если не принимать во внимание «отклонения» типа медно-латунных радиаторов, при этом использующих припой с высоким содержанием свинца, а также размягчение прокладок, то, теоретически, один тип антифриза может быть использован вместо другого. Исследования некоторых OEM на своих двигателях показали, что использование с нуля классического синего (силикатного типа) антифриза вместо рекомендуемого красного (карбоксилатного типа), не имело никаких отрицательных последствий. Более того, исследователи не зафиксировали каких-то преимуществ красного перед синим, за исключением срока службы.

Доливка
Общее правило: при потере жидкости по причине испарения рекомендуется доливать воду, а при течи - обязательно антифриз требуемой концентрации (обычно 50:50). В первом случае, особенно если речь идет о силикатном антифризе, рекомендация о доливке воды объясняется тем, что при большом уходе существует вероятность превысить концентрацию, в том числе и силикатов. Поэтому можно рекомендовать концентрацию 20-25 % антифриза 75-80 % воды.

В торговую сеть охлаждающие жидкости поступают обычно в виде концентратов. Неразбавленный концентрат не рекомендуется использовать в системе охлаждения! Крайне опасное заблуждение, что чем меньше воды в концентрате, тем лучше. Этиленгликоль (концентрат антифриза) замерзает при температуре всего -12,7°С. В то же время он обладает совершенно уникальным свойством понижать температуру замерзания водных растворов вплоть до -67°С. Поэтому чистый этиленгликоль замерзнет раньше, чем разбавленный на треть.

Антифриз необходимо разбавить в соответствии с таблицей смешивания, которая находится на этикетке. Вода для разбавления должна быть чистой и нежесткой, а лучше - дистиллированной. В крайнем случае, допускается использование водопроводной воды, желательно отфильтрованной.

В зависимости от соотношения антифриз/вода можно получать различные температуры замерзания охлаждающей жидкости. Оптимальное соотношение антифриз/ вода - 1:1. Температура застывания такой смеси около -40°С. Изменение соотношения за счет увеличения в смеси количества воды приводит к повышению температуры кристаллизации антифриза и несколько ускоряет процессы коррозии деталей. Антифриз, помимо более высокой температуры кипения (около + 110°С) и низкой температуры кристаллизации (от -30°С до -70°С), имеет еще и смазывающие свойства, необходимые для нормальной работы насоса системы охлаждения.





ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Стандарт DOT 4 Racing Brake
Fluid
DOT 4 SL6 DOT5.1
Температура кипения без содержания влаги Не менее 230°С Не менее 320°С Не менее 265°С Не менее 260°С
Температура кипения с содержанием 3% влаги Не менее 155°С Не менее 195°С Не менее 175°С Не менее 180°С
Кинематическая вязкость при -40°С 1800 (мм2/с) 1800 (мм2/с) 700 (мм2/с) 900 (мм2/с)
Характеристика Полновязкие Маловязкие

Надо ли говорить, что от состояния и работоспособности тормозной системы зависит жизнь водителя и его пассажиров? Качество тормозной жидкости, ее свойства имеют первостепенное значение. Американский стандарт DOT делит современные тормозные жидкости на три основные группы, отличающиеся между собой по двум ключевым параметрам: вязкости и температуре кипения. Вязкость не должна быть чрезмерной, так как от нее зависит быстрота срабатывания тормозной системы и точность дозирования тормозного усилия. Температура кипения имеет две разновидности: температура кипения чистой жидкости и температура кипения увлажненной, с содержанием воды около 3% (то есть после 1-2 лет интенсивной эксплуатации). Существующая сегодня тенденция к снижению вязкости автомобильных рабочих жидкостей не обошла тормозные жидкости стороной. Так разработана маловязкая жидкость DOT 4 Class 6, рассчитанная на совместную работу с быстродействующими системами стабилизации автомобилей премиальных классов (BMW, Audi и подобных).

Современные тормозные жидкости делаются только на основе синтетических компонентов: полигликолей, полигликольэтеров и борных солей органических кислот.

Используемые синтетические основы являются гигроскопичными, то есть активно поглощают влагу из воздуха, соответственно, снижая температуру кипения и коррозионную стойкость.

Чтобы оценить качество тормозной жидкости, необходимо знать фактические температуры кипения в увлажненном и чистом виде. И тот и другой параметры, как правило, указываются на этикетке. Особое место занимает активность тормозной жидкости по отношению к резиновым и прочим синтетическим материалам, из которых изготавливаются компоненты тормозных систем. Жидкости по стандарту DOT 3 обладают наибольшей активностью к эластомерам, поэтому на старых автомобилях стоит применять более современные и, одновременно, более нейтральные по отношению к резине жидкости DOT 4 и DOT 5.1.

Не путать DOT 5.1 с очень редко встречающейся на серийной технике DOT 5 (жидкость на силиконовой основе с чрезвычайно высокой ценой). DOT 5, несмотря на похожее обозначение, не смешиваются и несовместимы между собой в отличие от DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.





СТЕКЛООМЫВАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ

К средствам ухода за автостеклами относятся и стеклоомывающие жидкости, без которых практически невозможна эксплуатация автомобиля в зимний период. Основной компонент зимних стеклоомывающих жидко- стей – спирт, именно он обеспечивает низкотемпературные свойства. Чем больше спирта, тем ниже предельная температура применения жидкости.

Основные компоненты жидкости

При производстве стеклоомываю- щей жидкости могут использоваться разные спирты: метиловый (метанол), этиловый (этанол) и изопропиловый (пропанол). Незамерзающие жидкости на метаноловой основе популярны в США и Канаде, они дешевы и обеспе- чивают приемлемый результат. Этанол используют в Европе, также с хорошим результатом. Изопропанол вынужде- ны использовать в России по причине запрета у нас на метаноловые жидко- сти и наличия лицензирования на все операции с этиловым спиртом. Таким образом, изопропанол является един- ственной, полностью легальной ос- новой, для зимних стеклоомывающих жидкостей. Легальность его един- ственное преимущество, а недостат- ков множество и производители, как могут, исправляют их для комфортного использования изопропилосодержа- щей продукции. Главный недостаток – резкий запах. С ним борются при помощи специальных отдушек, а также используя наиболее чистые сорта спирта, обладающие менее сильным запахом, чем низкосортные разновидности. Менее очевидный, но существенный недостаток – загусте- вание водно–изопропаноловых сме- сей при понижении температуры. Это приводит к тому, что на автомобилях, адаптированных под использование этанольных или метанольных жидко- стей, в мороз ухудшается распыление изопропиловых жидкостей. Жидкость не замерзает, но на стекло подается с очень небольшим, часто недоста- точным давлением. Такая ситуация характерна прежде всего для азиат- ских автомобилей с веерными форсун- ками. Производители борются с этим недостатком, используют всевозмож- ные добавки, улучшающие текучесть жидкости в мороз.

Компания ООО «Ликви Моли Рус- сланд», являющаяся единственным официальным представителем Liqui Moly GmbH в России, производит по лицензии несколько видов стеклоо- мывающей жидкости под маркой Liqui Moly, на производственных мощностях «Обнинскоргсинтез».

Преимущества

1 Использование немецкой рецептуры

2 Использование моющих, смачивающих и стабилизирующих компонентов немецкого производства.

3 Использование экологичного пропиленгликоля, вместо ядовитого моноэтиленгликоля (МЭГ), для снижения скорости испарения состава с лобового стекла и улучшения скольжения щеток

4 Постоянная проверка жидкостей из каждой партии на неагрессивность к поликарбонатным стеклам фар (используется методика компании Dekra)

5 Использование изопропилового спирта повышенной степени очистки


назад далее